В базе 1 871 914 предложения от 129 694 агентов 
Москва
9.8.2017 14:35

Малый и средний бизнес в Москве: какой офис выбрать?

«В настоящее время способность малых и средних предприятий вносить существенный вклад в развитие экономики не вызывает сомнений. В связи с этим усиливается интерес к изучению отраслевой специфики их деятельности, особенностей развития и управления малыми предприятиями. Для девелоперов или владельцев крупных имущественных комплексов практический интерес заключается в том, как привлечь внимание малого и среднего бизнеса к своим помещениям» - мнение Яны Витальевны Глазуновой, генерального директора VSN Realty.

Важно отметить, что в российском законодательстве установлены количественные критерии, основными из которых являются численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также размер выручки субъектов предпринимательской деятельности.

В зависимости от вида бизнеса, предприятия выбирают себе помещения: офис, склад или торговое помещение.

Наибольший интерес вызывает тенденция по равномерному распределению деловой активности по районам Москвы. Примерно, 10 лет назад основная часть офисов была расположена в центральном административном округе. В настоящее время наблюдается переход от крупных офисов с «красивым» адресом к более функциональным open space помещениям в стиле «лофт» с оптимальным размером арендной платы. По предварительной оценке, более 30% компаний, успешно функционирующие на рынке более 5 лет, сменили офис с центрального, за пределы ТТК. «Данный тренд обусловлен как экономическим положением в стране, так и инициативами Правительства города Москвы. Особое влияние оказывает инициатива Департамента транспорта и дорожно-транспортного развития г. Москвы по ужесточению правил пользования парковочным пространством города. Большинство деловых комплексов в центре города не обеспечены достаточным количество парковочных мест для сотрудников, не говоря уже о местах для клиентов. Заложниками ситуации оказались бутики на Кутузовском и Ленинском проспекте и в меньшей степени на Тверской улице и Ленинградском шоссе, так как эти торговые помещения не обеспечены парковочным пространством для осуществления комфортной покупки. На Тверской улице наблюдается смена магазинов класса «бутик» на класс «mass-market», которые больше соответствуют пешеходному потоку на улице» - комментарий Дениса Волковича, директора по развитию VSN Realty.

Очередная инициатива Правительства по переносу промышленных предприятий из центра и открытию новых дорожно-транспортных магистралей, а также МЦК способствовало расширению географии деловой активности в городе.

В зависимости от вида бизнеса компании ищут разный тип помещений. Как мы понимаем, красивый офис с аквариумом на всю стену нужен, в первую очередь, чтобы произвести впечатление на клиента или инвестора. Если бизнес направлен на продажу элитной недвижимости, то офис будет расположен в ЦАО рядом с метро. Исключением из практики является компания «Яндекс» с уникальным оформлением офисных помещений. Но Яндекс сделала основной акцент в бизнесе на уникальность кадров. Улучшенные условия труда обеспечивают им выбор среди лучших претендентов на открытые вакансии.

В части торговых предприятий интерес к помещениям распределяется пропорционально концентрации потенциальных покупателей. Данное правило применимо как к магазинам, имеющим отдельный выход на улицу, так и к секциям в торговых центрах. Разница в арендных ставках составляет до 2.6 раза между помещениями на первой линии и на второй. Наибольший интерес вызывают места с повышенной транспортной доступностью и главными источниками притяжения является метрополитен и места массового отдыха. Исключением из правил являются такие торговые предприятия как дежурные районные аптеки и интернет торговля, где адрес для «самовывоза» товара всегда расположен на складе в промышленной зоне.

Для того чтобы соответствовать спросу собственники крупных имущественных комплексов и девелоперы деловых центров продумывают единую стратегию развития территории или делового комплекса.

«Наиболее яркий пример, как ни странно, Парк имени Горького, который преобразовал просто «зеленую» городскую зону в пространство для активного отдыха на природе в центре города. Администрация парка разработала концепцию, в рамках которой предусмотрела зоны для реализации фаст фуд, фото услуг, проката спортивного инвентаря, проведения культурно-массовых мероприятий и т.д. а также расположила зоны таким образом, что «тихих» зон там просто не осталось. Благодаря такому подходу от собственника проекта представителям малого и среднего бизнеса данная площадка стала понятна с точки зрения распределения потоков по интересам и объему потенциальных покупателей» - примечание Яны Витальевны Глазуновой, генерального директора VSN Realty.

По такому же принципу в стадии преобразования находиться «Хлебозавод» на ст.м. «Дмитровская». «Хлебозавод» открыл свою территорию для прохода пешеходов по пути к метро и на первой линии движения потока разместил торговые павильоны стилизованных под street art.

Говорить о пуле сформированном и устоявшемся пуле арендодателей невозможно. Рынок недвижимости как жилой, так и коммерческой постоянно растет и появляются все новые участники. На рынке аренды доля крупных арендодателей составляет не более 10% от всего предложения по Москве. В связи с этим рынок коммерческой недвижимости будет постоянно меняться и быстро реагировать на любые изменения в экономике. Главная ценность в бизнесе – это стабильность и именно сейчас она наиболее ярко выражена во взаимоотношениях между арендаторами и арендодателями, которые все чаще заключают долгосрочные договора аренды. Особенно это имеет большое значение для тех арендаторов, которые несут высокие издержки по ремонту помещения, например, рестораны.


VSN Realty
Телефон: +7 (495) 105-99-55
Адрес: Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, корп. 1
С нами работают: 129 694 агента
Присоединиться